Драматургия
Одним из самых известных исследователей творчества Л.Н. Андреева является доктор искусствоведения Юрий Николаевич Чирва. В частности им глубоко проанализирована драматургия писателя.

Посетителям нашего сайта мы предлагаем выдержку из вступительного слова к двухтомнику драматических произведений Леонида Андреева.

О ПЬЕСАХ ЛЕОНИДА АДРЕЕВА
Драматургия Леонида Андреева всё ещё разделяет судьбу многих выдающихся, но сравнительно мало знакомых широкому читателю и зрителю достижений отечественного искусства начала нашего столетия. И если сам этот период совсем недавно удостоился патетического титула «серебряного века» русского искусства, то с распространением не менее высоких оценок на произведения даже именитых его творцов дело пока обстоит не столь определённо. Вот и театр Л. Андреева, то есть богатейшее собрание около тридцати пьес и сатирических миниатюр, никак не дождётся безусловного признания ни со стороны читателей и зрителей, ни со стороны творческих коллективов.

Впрочем, надо ли этому удивляться? Некогда шумно известное, занимавшее видное место в репертуаре русского театра межреволюционного десятилетия 1907-1917 годов, признанное ревнивыми современниками едва ли не самым интересным и значительным по глубине и напряжённости духовного поиска, по разнообразию и перспективности художественных идей, творчество Л. Андреева долго пребывало в забвении. А когда в конце 1950-х годов, в эпоху общественной оттепели, в далёком от полноты виде оно стало возвращаться к активному участию в современной идейно-художественной жизни, то встретило и у читателей, и у деятелей театра не только искреннюю заинтересованность, но и недоумение, растерянность, неприятие.

Смущали непривычная острота в трактовке мировоззренческих проблем, трагическая страстность размышлений о человеке и мире, личности и народе, смысле человеческой жизни, долге и добре. К тому же художник, неутомимые искания которого были подхвачены и продолжены в искусстве XX века В. Маяковским и немецкими экспрессионистами, Б. Брехтом, Ж. Ануйем, Ж.-П. Сартром, слишком многое отдал своим последователям, чтобы на равных вести с ними соперничество в современном театре. Казалось, что если уж обращаться к такого рода сложным художественным явлениям, то не лучше ли браться за более поздние по времени, а следовательно, и более совершенные образцы. Мнение, конечно, неосновательное, так как в настоящем искусстве не бывает более и менее совершенных образцов, каждый по-своему неповторим. Но, так или иначе, а прописаться в современном театре пьесам Л. Андреева было значительно труднее, чем некогда завоевать всероссийскую и даже всемирную известность. Потребовалось немало времени и усилий, чтобы сначала то в одном, то в другом театре появились « Дни нашей жизни», позже пришла пора драмы « Тот, кто получает пощечины», а совсем недавно столица увидела « Мысль».

Это порождает надежду, что драматургия Л. Андреева все же обретёт на отечественной сцене то место, которое принадлежит ей по праву. Никто уже не отрицает сегодня, что его пьесы – важное и необходимое звено в отечественном и мировом искусстве. Но еще предстоит усвоить, как много потерял наш театр оттого, что долго обходил стороной это яркое и живое явление.

Конечно, пробиться к сердцевине творчества Л. Андреева, его новаторской драматургии вовсе не просто. Но если это произойдёт, то и читатели, и зрители ощутят на себе мощное воздействие того таланта, о котором некогда с восторгом писал М. Горький, утверждая, что Л. Андреев «в данное время является самым интересным писателем Европы и Америки, и я думаю, что он в то же время самый талантливый писатель двух частей света» (Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. – Лит. наследство. Т. 72. М., 1965, с. 278).

Чирва, Ю. Н. О пьесах Леонида Андреева // Андреев, Л.Н. Драматические произведения: В 2-х т. – Л., 1989. – т.1 – с. 3-4

Телефон:
+7 (4862) 76-48-24
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме Пятницы и второго вторника каждого месяца
2017 © andreev-museum.ru
При использовании материалов сайта ссылка на сайт andreev-museum.ru обязательна
Разработка сайта
Истинный метод
Истинный метод