» » » Икона «Господь Вседержитель с предстоящими»
Икона «Господь Вседержитель с предстоящими»
Эта икона экспонируется в одном из залов Дома Леонида Андреева. Иконы в доме Андреевых занимали особое место, так как Анастасия Николаевна – мать Леонида Андреева - была верующей, ходила в церковь, молилась. Самого Леонида назвать верующим нельзя, хотя его постоянно волновали так называемые «проклятые вопросы» среди которых был и вопрос веры/безверия. В фондах ОГЛМТ, ф.12, оп.1 №163 хранятся воспоминания Риммы Николаевны Андреевой (Верещагиной), где она пишет о том, что Леонид Андреев любил читать библию. А в дневнике Андреева от 13 мая 1918года есть запись: «Сейчас захотелось молиться. Но как? Но кому? Какими словами?»

В этой фразе – страстное желание постичь загадку бытия, законы вселенной, найти некий высший разум.
Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Православная церковь видит в иконе не только один из видов церковного искусства, пусть даже основной, но зримое выражение православной веры. Слово «икона» - значит образ, изображение, портрет. И
это относится, прежде всего, к образу Иисуса Христа.

Икона «Господь Вседержитель» также носит имя «Пантократор», что в переводе с греческого языка означает «Властитель всего». И именно этот смысл заключен в этом образе. На нём Иисус Христос предстаёт перед нами как Владыка мира, Создающий и Спасающий, Повелитель душ и Врачеватель тел. Спас Вседержитель или Пантократор (от греч. всевластный, всесильный) – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелии, правая обычно в благословляющем жесте.
В нашем случае Спас Вседержитель представлен в центре средника (средник – Центральная часть иконной доски, либо центральная композиция иконы). И правой рукой он двуперстно благословляет, а левой слегка придерживает левый верхний край развернутого Евангелия, поставленного на его левое колено. Ноги Его без сандалий, покоятся на четырехгранном подножии. Спаситель изображен сидя на богато отделанном кресле на специальном возвышении – троне. Трон представлен ассиметрично изогнутой спинкой и с декоративно завершающимися завитками перил справа. Нижнии стенки трона соединены арками, ножки трона завершены подобно ножкам подножия. Спаситель изображен в хитоне (от греч. «одежда» - нижняя одежда мужчины или женщины) и гиматии (от греч. ткань, накидка – верхняя одежда, надевалась как правило поверх хитона). На гиматии мы видим клавий или клав – это полоска ткани, которая пришивалась поверх хитона. Клавий могла иметь только высшая знать, а в иконографии – это высокое достоинство Христа, совершенство человеческой природы. (лик Христа изображен в цвете, гиматий – синий, что означает небесную природу, а хитон красного цвета – цвет мученичества).

В фондах ОГЛМТ хранится экспертное заключение Члена Ассоциации искусствоведов г. Москва, преподавателя ОГУ Комовой Марианны Александровны от 2004 года, читаем: «Коруна (условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т.д.) вокруг чеканного нимба в виде расходящихся трехлопастных лучиков, исходящих из чеканных точек, образующих край нимба. По сторонам престола ( у самой коруны) два архангела - Архангел Михаил (справа), архангел Гавриил (слева), что подчёркивает символику Благовещания, когда Богородица находится напротив архангела. Вокруг престола 20 святых, над святыми в первом ряду сохранились надписи:
1 ряд ( апостолы):ап. Андрей(1), ап. Иоанн(2), ап. Петр(3), ап. Павел ( 4 ), ап. Лука ( 5 ), ап. Марк (6).
2 ряд – ап. Иаков (9), Пресвятая Богородица (10), св. Иоанн Предтеча(11), ап. Матфей(12)
3 ряд - неизвест. Мученик(13), мученик Георгий Победоносец(14), мученик Дмитрий (15), неизвестный мученик (16)
4 ряд – св. Георгий Богослов (17), св. Василий Великий (18), св. Иоанн Златоуст (19), св. Николай Чудотворец (20).
5 ряд – св. Зосима(21), св. Савватий(22)


Неизвестными мучениками могут быть священномученик Антипа(13) или Евдоким мученик, мученик Пантелеймон целитель(16).
Над Спасом, по обе стороны коруны надпись:

«ГДБ ВСЕ …ЖИТЕЛЬ», что означает ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Часть надписи скрыта под нимбом. На самом нимбе греческие буквы, что означает «сущий». На развернутом Евангелии отчеканена надпись (ВСЯ МНЕ ПРЕДАНА СУТЬ ОТЦЕМ МОИМ НИКТО ЗНАИТ О>) – ВСЯ МНЕ ПРЕДАНА СУТЬ ОТЦЕМ МОИМ НИКТО ЖЕЗНАИТ ОТЦА ТОКМО СЫН – Евангелие от Матфея, гл.11,строка27».

Рисунок ликов и одежд процарапан графьей (инструмент). Тип живописи – скоропись, так как скорописи присуще: сокращение слов, вынос букв наверх строки, пропуск этимологических -ъ, -ь, размашистые росчерки пера. В нашем случаи присутствуют паузы между словами, что тоже характерно для скорописи. В экспертном заключении М.А. Комовой читаем: «Фряжская манера письма ( от др. рус. «фрязи», «фряги» -что означает живоподобие прим. Коханова Е.Н.) по золотому фону, но олифа потемнела и краски стали непрозрачны. Золото видно на сколах красочного слоя (верхний левый угол). Письмо ликов ведется по золоту…».

Таким образом, эта икона представляет собой большой интерес к изучению. Икона не реставрировалась.

Икона покрыта наборным окладом и состоит из нескольких деталей (ризы, коруны, рамы, венца), но не закрывает всего средника иконы. Такие наборные оклады с нач.18 в. стали вытесняться целыми окладами, что дает возможность предположить, что образ написан в первой половине 18века. Скоропись, которой написан образ, характерна также для середины 18 века. Следовательно, образ написан в Средней России (Сергеев Посад, Ярославль) в середине 18 века и был привезён в Орел также в середине 18 века».

Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.
Перед иконой Иисуса Христа «Господь Вседержитель» молятся, чтобы исцелиться от телесных недугов и душевных ран, чтобы укрепиться в вере и избавиться от греховных помыслов.

Икона эта также составляет Венчальную пару – чаще всего именно «Спасом Вседержителем» родители жениха благословляли его на долгий, крепкий и счастливый брак.

Важно отметить, что перед этим образом следует молиться не только о своих печалях, но и о своей радости. Так как счастливые события нашей жизни есть не что иное, как светлое Божественное провидение. А потому обращаются к Иисусу Христу перед Его иконой «Спас Вседержитель» и с благодарственными молитвами тоже.

Научный сотрудник Дома Л. Андреева:
Коханова Е.Н.

Телефон:
+7 (4862) 76-48-24
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме Пятницы и второго вторника каждого месяца
2019 © andreev-museum.ru
При использовании материалов сайта ссылка на сайт andreev-museum.ru обязательна
Разработка сайта
Истинный метод
Истинный метод