Виртуальная экскурсия
Музей до реэкспозиции

Виртуальная экскурсия
Комната матери

Виртуальная экскурсия
Кабинет отца

Виртуальная экскурсия
2 часть гостиной

Виртуальная экскурсия
2 часть гостиной

Виртуальная экскурсия
1 часть гостиной

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме №41 на 2-й Пушкарной открылся музей.
При создании экспозиции перед сотрудниками музея стояла задача воссоздать атмосферу времени и показать многогранность таланта Леонида Андреева, его стиля и духа, с учётом предельного выявления значимости каждого экспоната, его самоценности, с одной стороны, и его роли в контексте всей экспозиции — с другой.

Специфика работы Дома-музея Леонида Андреева – сохранение атмосферы домашности и уюта. Посетители как бы приходят в гости к известному писателю и сотрудники музея вводят их в уютные комнаты провинциального дома конца 19 века.
Документы из андреевской коллекции стали основой построения литературно-мемориальной экспозиции музея. За двадцать с лишним лет своей истории музей Андреева в Орле приобрел известность и установил связи со многими коллекционерами, исследователями и почитателями андреевского наследия не только в России, но и за рубежом.
Прекрасным фоном экспозиции музея стали фотографии и художественные портреты Л. Андреева, экспонирование которых начинается уже с прихожей.
В экспозиции, кроме гостиной (состоящей из 2-х частей), выделены: кабинет отца - Николая Ивановича Андреева (1849-1889) и комната матери - Анастасии Николаевны (1850-1920).

1 часть гостиной
Документы и фотографии в гостиной дают возможность вести разговор о жизни и творчестве Леонида Андреева.

Так метрическое свидетельство о рождении и крещении маленького Леонида может служить поводом для разговора о рассказе «Молчание» (священник Андрей Казанский, крестивший Леонида – прообраз о. Игнатия, сюжет основан на действительном случае, произошедшем в его семье). Церковь Михаила Архангела (Успенская), в которой крестили Леонида Андреева, и которая представлена на рисунке из альбома начала ХХ века (копия) упоминается в произведениях писателя: «Молчание», «Весенние обещания», «Баргамот и Гараська», «Алеша-дурачок», «Весной», «Праздник», «Младость» и других.

На фотографиях - друзья Леонида Андреева по гимназии и университету: семья Араловых (с братьями Иваном, Игнатием, Прокопием и Ипполитом Леонид учился в гимназии, Прокопий Аралов – близкий друг и автор воспоминаний о писателе); семья Покровских – (Митрофан Покровский – однокашник Андреева по юридическому факультету Московского университета, Варвара Покровская – мать писателя М.А. Булгакова, Николай Покровский – врач, прообраз доктора Преображенского в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»). Самая первая фотография Леонида Андреева. Это 1874 год, Леониду 3 годика. Именно в этом возрасте он впервые переступил порог родного дома. Друзья Леонида Андреева по Орловской гимназии и Московскому университету: Иван Севастьянов, Николай Вениери и Сергей Коссобудский – прообразы героев из пьесы Л.Андреева «Дни нашей жизни» (в 1908 году на квартире доктора И.Севастьянова в Орле Андреев читал рукопись «Рассказа о семи повешенных»). Фотография Леонида Андреева – студента Московского университета.

2 часть гостиной
Сохранился подлинный андреевский рояль фирмы «Эрнст Капс» (Германия, Дрезден, 1870-е годы). Отец писателя, Николай Иванович, купил его специально для нового дома. Рояль приобретался как предмет роскоши, украшение дома. Никто из Андреевых не знал нотной грамоты и музыкальным инструментом не владел, хотя тема эта не раз возникает в произведениях писателя и, наконец, находит воплощение в «поэме несовершенных преступлений» - пьесе «Собачий вальс».

Интересна судьба этого рояля. Рояль был продан на аукционе. Его приобрел рабочий железнодорожной станции Александр Благинин, затем перепродал своим родственникам на Украину. В семье Благининых родилась девочка – Лена, которая стала впоследствии известной поэтессой. Она узнала историю этого рояля и помогла вернуть его в родной дом.

Прижизненный портрет Леонида Андреева (1903 год) работы известного художника Владимира Илиодоровича Россинского. Точнее сказать это один из эскизов к портрету – подлинник. Его нашли свернутым в рулон, где-то на чердаке, среди ненужного хлама потомки художника и предложили музею его приобрести. Сам портрет находится в Москве в Государственном Литературном музее.
В шкафу можно увидеть стереоскоп, принадлежавший писателю и сборник его рассказов (выпуск 1906 года) с автографом. Эта книга была подарена Леонидом Николаевичем сестре Римме. Здесь же представлены книги из круга чтения писателя, учебники и фотографии гимназических учителей Андреева.

Кабинет отца
12 мая 1918 года Леонид Андреев напишет в своем дневнике: «отец сам не знал, какой красивый и необыкновенный вид имеет его кабинет, если смотреть на него из-под стола. Маленькие размеры тела (и, к счастью, отсутствие надзора) позволяли мне проникать в такие закоулки, куда, действительно, ни один взрослый попасть не мог».

Николай Иванович Андреев окончил землемеро-таксаторские классы при Орловской гимназии в 1867 году. Сохранилось свидетельство об окончании этих классов и план города Орла конца XIX века – это одна из последних работ Николая Ивановича.
Характер отца Леонид Андреев воспроизвел в образе Мацнева (пьеса «Младость»): «Вот человек! Вот так все свои часы он хозяйственной тенью бродит по дому, теперь в сад пойдет и будет каждую почку пробовать, потом по сараям».

В 1907 году Леонид Андреев начнет строительство дома в Финляндии на Черной речке в Ваммельсуу взамен утраченного, отцовского. Его, как и отца, тянуло в деревню, поближе к природе. Дом был построен по проекту друга и родственника Леонида Андреева архитектора Андрея Оля в стиле северного модерна и совершенно не был похож на орловский дом. Посетив андреевский дом на Черной Речке, Борис Зайцев писал: «…мне хорошо было с Андреевым, но жилище его говорило о нецельности, о том, что стиль все-таки не найден. К стилю не шла матушка из Орла, Настасья Николаевна, с московско-орловским говором; не шли вечные самовары, кипевшие с утра до вечера, чуть не всю ночь; запах щей, бесконечные папиросы, мягкая развалистая походка хозяина, добрый взгляд его глаз, многие мелочи. Как будто в огромный дом на финских скалах был перенесен дух и атмосфера орловского дома на Пушкарной».

В экспозиции представлены работы Андреева – художника и фотографа: рисунок дома на Черной речке (1910-е годы, копия: пастель) и автопортрет Леонида Андреева (1897 год, подлинник: гуашь, соус). Леонид Николаевич увлекался не только живописью, но и новым тогда искусством – фотографией. Он самостоятельно освоил и даже в какой-то мере усовершенствовал способы изготовления цветных фотографий. Тогда это был довольно сложный процесс. Пленки не было, и вместо нее использовали двойные стекла. Сохранились автохромы Леонида Андреева - совершенно замечательный блок любительских фотографий, на которых в разные годы запечатлена семья Андреевых. Эти фотографии являют собой еще и ярчайший документ эпохи начала 20 века.

Комната матери
Анастасия Николаевна любила старшего сына самозабвенно, интуитивно верила в его одаренность, в способность спасти от нужды семью, в которой он стал главным. Она всегда старалась быть рядом с Леонидом, жила его радостями и несчастьями, видела его бурную славу, успех и резкие нападки критики.

В 1918 году, за год до смерти, Леонид Андреев писал матери: «… мой неизменный полувековой друг. Пятьдесят лет, знаешь - это не мало, а мы с тобою почти 50 лет вернейшие друзья, начиная с Пушкарной и кончая хладными финскими скалами. На твоих глазах я из Кота в сапогах и узляка превратился в российского писателя, пройдя через пьянство, нищету, страдания; на моих глазах ты из молоденькой женщины стала «бабушкой», также пройдя через страдания, нищету и прочее. И, что бы ни было с нами, куда бы ни заносила нас судьба, высоко или низко – никогда мы не теряли с тобою самой близкой душевной связи. Приходили и уходили люди, а ты всегда со мною оставалась, все та же – верная, неизменная, единственная».

Для матери Леонид Андреев пишет свой автопортрет с детской фотографии (1890-е годы, подлинник: соус, уголь, гуашь). Дочь писателя Вера в книге «Дом на Черной Речке» писала: «У бабушки была небольшая темноватая комната. (…) На стене висел большой портрет папы - очень серьезный маленький мальчик, чем-то похожий на Наполеона, важно сидел в плетеном креслице».

В 1910 году Леонид Андреев пишет портрет Анастасии Николаевны (копия: пастель), а в 1913 году он дарит этот портрет своему брату Павлу.

Пейзажи, рисунки, книги и журналы из круга чтения Андреева, его авторские фотографии — всё это помогает ощутить аромат времени, осознать глубокую взаимосвязь для Леонида Андреева всех видов искусства — литературы, театра, изобразительного искусства и фотографии.
Экспозиция Дома–музея не просто запоминается посетителям, но и заставляет возвратиться, чтобы посмотреть на запавшие в душу лица и произведения искусства, вникнуть в смысл рукописных страничек, рассмотреть внимательнее уникальные фотографии и портреты…

Телефон:
+7 (4862) 76-48-24
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме Пятницы и второго вторника каждого месяца
2017 © andreev-museum.ru
При использовании материалов сайта ссылка на сайт andreev-museum.ru обязательна
Разработка сайта
Истинный метод
Истинный метод